NARGIS
Az En
NARGIS MAGAZINE
Стиль жизни

Nuray Öksüz

«Я уже 14 лет живу в Азербайджане и могу сказать, что Азербайджан – моя Родина. Для меня – это особенное место, где я чувствую себя спокойно и уверенно. Я убеждена, что Азербайджан – самая безопасная страна, а Баку – самый безопасный город в мире. И здесь живут настоящие тюрки. Азербайджан – страна с самобытной богатой историей, особенной музыкой, культурой, c очень красивым языком. Я очень горда, что с 2007 года я была свидетелем бурного экономического развития Азербайджана, на моих глазах расцветала и благоустраивалась столица – Баку. Вы очень гостеприимный народ», – признается успешный дизайнер и архитектор, турчанка Нурай Оксюз. В интервью NARGIS она рассказала, что для нее значит ее работа, как строится ее рабочий график и какой совет она дала бы себе, восемнадцатилетней.

В чем для Вас заключается смысл работы?
Я считаю, что моя работа – это дар свыше. Ведь я могу создать любой дизайн и воплотить его в жизнь. Я благодарна за этот дар Всевышнему и считаю себя счастливым человеком. Создавать и видеть результаты своего труда, видеть эмоции людей, которые остались довольны и счастливы это то, что дает мне импульс для творчества и является смыслом всей моей жизни.

Дизайн меняется благодаря миру или мир меняется благодаря дизайну? Или это взаимосвязанный процесс?
Конечно же, и то и другое: и мир влияет на дизайн, и дизайн меняет мир. В наше время просто невозможно представить мир без дизайна. Будь то в сфере бытовой коммуникации или в Интернете. Возможно, вы будете удивлены, но дизайн присутствует во всем, это так же естественно, как прием пищи.

Что, на Ваш взгляд важнее: детали или общий вид?
Важен и общий вид, и детали. Как говорится, дьявол кроется в деталях! Очень многое зависит от деталей, их порой бывает неимоверно много, и они очень важны. Именно детали и создают общий вид.

Вы когда-нибудь сталкивались с творческим кризисом?
У всех людей мировоззрение абсолютно разное, и каждый из нас смотрит на этот мир по-своему. Есть люди, которые открыты чему-то новому, а есть приверженцы старого, которые сложно воспринимают новшества. Конечно же, мне приходилось сталкиваться с подобным. Но я всегда стараюсь как можно мягче объяснять людям, мыслящим иначе. Да, это отнимает очень много времени, тем не менее, результат всегда положительный мы всегда находим компромисс диалог важен в любом деле. Я, несомненно, всегда выслушиваю противоположную сторону, стараюсь понять, чего именно хочет клиент. И всегда учитываю пожелания заказчика, при этом все эти пожелания преподношу в самом лучшем виде. Начнем с того, что тот, кто приходит ко мне, знает, в каком стиле я работаю. От меня не требуют чего-то сверхъестественного, космического, мы не строим дома на Марсе. Мы создаем пространства, учитывая потребности человека. Например, если мы делаем что-то для маленькой девочки, мы должны окунуться в ее мир, узнать, что она любит, какой у нее любимый мультфильм, любимый персонаж, чем она интересуется. Мы создаем пространство, которое должно отражать этот ее мир, учитывая при этом и цветовую гамму, ведь цвета оказывают психологическое воздействие на людей. Например, оранжевый влияет на аппетит, поэтому многие рестораны и кафе, где подают фаст-фуд, используют в дизайне оранжевый, красный и другие яркие цвета.

Какой совет Вы дали бы себе восемнадцатилетней с высоты своего нынешнего опыта?
Вернувшись в прошлое с моим нынешним умом, мировоззрением и знаниями, дала бы себе только один совет – продолжай! Продолжай с таким же рвением и верой, ведь ты все равно переживешь все то, что должна пережить. И будь всегда довольна с собой! Все остальное неважно, даже возникающие материальные проблемы. Это очень трудно, но со временем ты привыкнешь.
У меня до сих пор сохранилось это рвение. Профессия, выбранная мной, не такая уж и легкая, как думают многие, и без своей любви к профессии, без своего рвения я бы, наверное, не справилась. Очень часто люди из разных сфер мне говорят, что они хотели бы стать дизайнерами. Но не надо забывать, что у медали две стороны. Все видят одну: красивая, ухоженная женщина создает прекрасные дизайны. Но есть и другая сторона медали. И 365 дней только 20-30 отведены для встречи с клиентами. Все остальные дни я провожу на фабрике, в ателье, работая с мастерами. Самое сложное и трудоемкое – это сам рабочий процесс, когда необходимо довести проект до идеала. А презентация – это конечный результат, и с клиентами у меня проблем не бывает – как правило, они видят работу, сделанную наилучшим образом. Я решила открыть свою фабрику, свое производство. Все что вы видите: все люстры, мебель – все это изготовлено на моей фабрике в Стамбуле. Там же, на территории фабрики расположен мой офис, так как я слежу за всем рабочим процессом.

Свой дом Вы обустроили сами?
Конечно! Есть такое выражение terzi sokduyunu dikemez! Сейчас я занимаюсь своим новым домом в Стамбуле, на Босфоре. В нем я пытаюсь сохранить историю, добавив что-то новое.

У Вас есть любимый дизайнер, архитектор?
Для меня Карл Лагерфельд – это высшая точка мастерства. То, что он привнес в Chanel – это что-то невероятное!
Любимый архитектор – Микеланджело. Нет ничего выше, и не будет! Не только архитектура, но и анатомия, скульптура... Он смог гармонично все это объединить.
Этих двух гениев не иначе как ниспослал сам Бог, это был его подарок человечеству!


Назовите три минуса и три плюса работы дизайнера.
Процесс производства – самый трудный этап. Очень сложно сначала собрать идеи у себя в голове, потом предоставить общий вид в 3D, а затем реализовать это в металле, ткани или дереве. Самый большой минус нехватка времени. Надо все успеть, а заказчики хотят, чтобы было готово сразу и сейчас!
Главный плюс заключается в том, что это дело моей жизни, благодаря которому я твердо стою на ногах, это мой воздух и пища. Это потрясающее ощущение – угадывать желания людей, реализовывать то, что у них в мыслях, творить и видеть плоды своей работы – больше мне ничего и не надо! Это может быть дом, ресторан, стул… Это счастье видеть эмоции клиентов, давать им то, что они хотят, да еще и приобретать друзей благодаря своей работе! У меня есть клиенты, которым я когда-то делала дома, а сейчас их внуки обращаются ко мне. Думаю, это большая удача!


Минимализм или максимализм?
В наше время, конечно же, максимализм. Даже наш шоурум называется Maximalist. Все, что вы хотите, есть в максимализме. Хотя для меня стиль на первом месте. Однако все меняется, у каждого свои запросы и видение, свои ожидания и конкретные цели. И все же в наше время – однозначно максимализм. Почему в моем доме, или в доме, спроектированном мной, не должно быть большой люстры? Исключительно на минимализм в дизайне с давних пор опирались в Японии. Но сейчас другое время, максимализм – это шик. Правда, сложно совмещать максимализм с технологиями. Например, раньше людям не нужна была розетка возле кровати, а сейчас, когда телефоны всегда при нас, она там крайне необходима. Дизайн должен идти в ногу со временем.

Ваша самая любимая вещь?
Абсолютно все, что сделано руками. Все должно быть натурально и красиво. К сожалению, сегодня мы сталкиваемся с нехваткой рабочей силы. Все стремятся работать за столом в офисе, и так мало тех, кто хочет работать на фабриках эта проблема существует во многих странах и это плохая тенденция. Недавно я была в Венеции, на фабрике оконных рам. Вы удивитесь, но там работают всего лишь четыре человека. Огромная фабрика и всего четыре человека! И такая ситуация не только по Европе.
Ручная работа – это настоящее искусство, и мы не должны его терять, мы должны поддерживать мастеров и рекламировать их, иначе через 20-30 лет ручной труд может исчезнуть. Все очень быстро меняется, и все хотят, чтобы все было быстро, качественно и красиво. Но без работы настоящих мастеров это вряд ли получится!

В чем же заключается философия Нурай Оксюз?

В создании атмосферы уюта, уверенности и комфорта.