Время, скорость и красота – три ключевых слова, без которых не расскажешь о барселонской премьере Bulgari. В начале декабря римская марка поразила всех, представив не только новые модели спортивных часов «унисекс» Aluminium x Gran Turismo, но и автомобиль Aluminium Vision GT, предназначенный для побед на гоночных трассах. Пусть не на реальных, а на виртуальных – на соревнованиях компьютерной игры Gran Turismo.
Разработкой Aluminium Vision GT, вместе с главным дизайнером Bulgari Фабрицио Буонамассой, занимался Фабио Филиппини, легенда художественного проектирования, архитектор и дизайнер, теоретик и практик. Уроженец Италии, он работал для европейских и азиатских брендов и возглавлял дизайнерский центр Pininfarina, создавший мировую автомобильную моду. Фабио Филиппини дал эксклюзивное интервью NARGIS MAGAZINE.
Gran Turismo – компьютерная игра, одна из самых популярных в мире, в нее играет почти 100 миллионов человек. Многие марки создают для нее специальные модели гоночных каров. Одни остаются лишь на экране, другие предстают в натуральную величину, как Bulgari Aluminium Vision GT, представленный в Барселоне во время финала соревнований по компьютерной игре Gran Turismo. Это первый случай, когда вы создаете машину в единственном экземпляре, скорее как скульптуру, чем как реальный механизм?
Мне приходилось делать нечто подобное. В 2017 году для Pininfarina я уже создал автомобиль для игры Gran Turismo. Но мы думали тогда о его ограниченном серийном производстве. Работа дизайнера на этапах «расширенного проектирования», которое предшествует созданию той или иной определенной модели, позволяет экспериментировать и предлагать новые идеи. Никто не ждет, что все они приведут к созданию реальных автомобилей. Так бывает и с «концепт-карами», которые демонстрируют инновационные концепции, технологические и стилевые новшества, но не обязательно предназначены для производства.
В чем разница между проектированием виртуальных и реальных автомобилей?
В самом процессе проектирования особой разницы нет. Все зависит от контекста и цели. Сегодня все автомобили сначала разрабатываются в цифровом формате. В зависимости от того, предполагается ли производство, меняется используемое программное обеспечение. Конечно, серийный автомобиль требует гораздо более глубокой и технически сложной разработки, чем автомобиль, который должен существовать только в виртуальной вселенной. «Настоящий» должен соответствовать многочисленным стандартам безопасности, экологичности, не говоря уже о расчетах маркетологов.
Значит при проектировании «игровой» машины можно забыть о технических ограничениях и противоречиях?
Игра это мир грез, ей прежде всего надо апеллировать к чувствам. Мы можем освободиться от реальных ограничений. Но только до определенного предела, поскольку игра все же имитирует реальность. В такой игре, как Gran Turismo, автомобили имеют на экране технические характеристики, сопоставимые с реальными, поэтому надо об этих ограничениях помнить, чтобы человек за игровым рулем чувствовал себя так же, как в кабине реального гоночного кара. Так что все зависит от того, хотим ли мы точно изобразить реальность или дистанцироваться от нее.
А можете ли вы себе представить, что представленный сегодня публике макет концептуального автомобиля Bulgari вам придется оснастить реальным мотором, тормозами, подвесками? В самом деле вывести его на трассу?
В принципе это возможно. Но это потребует серьезной и углубленной работы, при этом неизбежно первоначальный концепт так или иначе изменится. К примеру, нам сначала придется ответить на вопрос, какой автомобиль нам нужен – с тепловым или электрическим мотором. Это точно так же, как моим коллегам-часовщикам надо было решить, что им использовать: кварц или, как они сделали, классический механический калибр.
Модель в натуральную величину вы строили в Турине, в мастерской, занимающейся созданием концепт-каров. Что говорили вам тамошние мастера о вашей новой работе?
Им очень понравилась машина Aluminium Vision GT. Это тем более приятно, что они очень компетентны и сталкиваются каждый день с самыми невероятными моделями и прототипами.
В чем выражается, по вашему, связь дизайна автомобиля и новых часов? Что позволяет говорить об этом автомобиле, как о настоящем произведении Bulgari?
Мы работали рука об руку с главным дизайнером Bulgari Фабрицио Буонамассой, который тоже имеет немалый опыт проектирования автомобилей. Вместе с ним мы добились очевидного, хотя никогда не лобового, сходства двух предметов столь разного масштаба. Например, алюминиевый корпус автомобиля и черный каучуковый бампер напомнят соединение алюминиевого корпуса часов с каучуковым браслетом, округлая кабина соответствует покрытому стеклом циферблату, выступающие за пределы корпуса колеса – нечто вроде боковых винтов на часах, ну а приборная доска цветом и рисунком почти точно повторяет часовой циферблат новых моделей.
Насколько такой перенос и трансформация деталей часов в автомобиль, превращающий его в скульптуру, соответствуют духу и философии дизайна? Фабрицио Буонамасса не зря говорил, что не хотел бы делать «часы на колесах».
Если говорить о философии, гоночная машина – в известном смысле производное скорости. Скорость тесно связана с временем. Время же – это природная функция часов, особенно, как в данном случае, хронографов, призванных его записывать, делать видимым. И то и другое может объединяться в понятии красоты. Красива наша машина, красивы новые часы Bulgari. Так что время, скорость и красота – вот что их объединяет, здесь нет никакого противоречия.
Алексей Тарханов, специально для NARGIS MAGAZINE
Предназначенные для мужчин и женщин часы Bulgari Aluminium x Gran Turismo имеют корпус из легкого и прочного алюминия и мануфактурный механизм B381 хронографа с автоподзаводом. Заводная головка и задняя крышка с выгравированным логотипом «GT Vision 10th Anniversary» сделаны из титана. Цвета циферблатов с тахиметрической шкалой вызывают в памяти расцветку итальянских гоночных автомобилей. Выпущено 500 экземпляров с желтым циферблатом и черными индексами и 1200 экземпляров с антрацитовым циферблатом с желтыми индексами.