Мы можем долго спорить, расписан ли сценарий нашей жизни заранее или нет, существует ли предопределение или наша жизнь – цепочка случайностей. Все это – выбор каждого, но сплетение встреч, бесконечные перипетии и постоянные удары судьбы способны надолго закалить дух человека, и, несмотря ни на что, человек найдет в себе силы и смело ответит на брошенный жизнью вызов.
Гейсар Кашиева – девушка с такой же необычной судьбой, как и ее имя. Она вошла в историю национального изобразительного искусства, став первой профессиональной художницей не только на территории Азербайджана, но и всего Востока.
Она появилась на свет летом 1893 года в Тифлисе (ныне – Тбилиси), в семье военного. Маленькой Гейсар повезет: она сядет за парту в отличие от многих своих сверстниц. Внимание ее привлечет не только чтение и счет. Она берется творить руками, и у нее все получается. Сначала это поделки и простые рисунки, но талант замечен, и девушка всей душой отдается художественному искусству.
Тифлис являлся на тот момент культурным центром Кавказа, куда съезжались многие талантливые люди своего времени. Так, ее первые работы попали на стол к Оскару Шмерлингу, и тот незамедлительно попросил своего друга Рихарда-Карла Зоммера обучить ее всем секретам мастерства. Оскар Шмерлинг являлся выпускником Мюнхенской художественной академии, сотрудничал с популярным журналом «Молла Насреддин». А Рихард-Карл Зоммер был одним из основателей Тифлисского общества изящных искусств. Так она и познакомилась с двумя великими учителями, которые сыграли немаловажную роль в ее жизни. «Тебе необходимо учиться», «Ты сможешь стать первой художницей на Кавказе», «У тебя большой талант» – скорее всего, именно такие фразы твердили два мастера своей подопечной, и хоть строгие правила и обычаи не дали ей, девушке-мусульманке, возможность продолжить обучение в Москве, она получила профессиональное образование в этом самом обществе.
Сразу после этого она попадет в Закавказское мусульманское женское благотворительное общество, которое объединяло женщин тюркско-мусульманской элиты Тифлиса. Она работает над афишами и плакатами, пишет пригласительные на культурные мероприятия и т.д. На раннем этапе творчества (1907-1915 года) она пишет свои первые работы акварелью, карандашом, тушью или углём. Портреты завоюют большой успех на выставках в Тифлисе.
Antik büst. Akademik rəsm (карандаш)
В тот момент Гейсар ханум не могла и подозревать о том, что ее картины больше не будут красоваться на выставках перед изумленной публикой...
«Мы лишим тебя наследства, бек должен жениться только на дочери бека», – категорически не принял чувства своего сына Джафарага. Ширин-бека Кесеманского называли эталоном мужской красоты, живым Аполлоном. И он пошел против отца ради своей любви.
Ширин-бек Кесеманский и Гейсар ханым
В 1916 году они связали свои судьбы, у них родилась дочь Лея. Ширин-бек – офицер, который прошел Первую Мировую войну, во времена АДР принимал самое активное участие в формировании армии, воевал в составе «Великой Дивизии», являлся помощником командира Второго конного Карабахского полка и получал ранения на поле боя, станет жене верным другом и защитником, но ненадолго. Через четыре года его похоронят в родном селе, а Гейсар ханум с маленькой дочкой на руках останется одна. Семья бека как не принимала ее, так и не примет…
Она возвращается в Баку, занимается просвещением среди женщин, шьет, чтобы заработать хотя бы гроши, преподает, все также участвует в творческой жизни столицы недавно созданного государства. Но и Республика падет перед ее глазами, и Азербайджан станет одной из лакомых частей Советского Союза.
Qadın portreti (уголь)
Она делает иллюстрации в журнале «Шарг Гадыны» («Восточная женщина) – первом азербайджанском женском журнале, слава которого разлетится вплоть до самой Индии. В 30-е годы она знакомится с партийным работником Зульфугаром Сеидбейли, за которого впоследствии выходит замуж. Родится еще одна дочка – Ламия. Через восемь лет семейной жизни Зульфугара подвергнут репрессии, а затем расстреляют. Машина Союза не успокоилась на этом, и однажды пришли и за ней.
Ее посадят в тюрьму, повесив на шею ярлык «жена врага народа», отберут дом. И только через пять лет выдадут бумажку: «реабилитирована». Она все так же будет рисовать, делать этого она не переставала никогда. Ее не смогли сломать, а имя не смогли стереть из истории нашей страны. Сегодня ее альбом с рисунками, эскизы и некоторые личные вещи хранятся в фондах Музея изобразительного искусства Азербайджана и Музея театра Азербайджана.
Kişi portreti (уголь)
N.V.Qoqolun büstü (карандаш)
Oğlan (Mikelancelonun Sıxılmış oğlan əsərindən). Akademik rəsm (уголь)
Ovçunun portreti (карандаш)
Выражаем благодарность культурологу, ученому, педагогу, внуку Гейсар Кашиевой Фуаду Мамедову; главе сектора по мониторингу и продвижению историко-культурных достопримечательностей Министерства Культуры и Туризма Кенуль Джафаровой, а также Национальному музею искусств Азербайджана за помощь в подготовке материала.