Джыдыр-дюзю, Шуша
Одно из самых излюбленных мест азербайджанцев и приезжающих в Шушу гостей, один из главных символов Карабаха. Несколько веков подряд здесь проводились конные скачки, где соревновались знаменитые карабахские скакуны. До армянской оккупации ежегодно, в последний месяц весны, на этом месте также проводился музыкальный фестиваль «Харыбюльбюль». После длительного перерыва фестиваль вернулся в Шушу в мае 2021 года, и на Джыдыр-дюзю вновь заиграла азербайджанская музыка.
На Джыдар-дюзю вы можете увидеть:
Карабахские ковры
Карабахская школа ковроткачества считалась одной из сильнейших в регионе. С XVIII века она была сосредоточена в Шуше. Именно здесь родился Лятиф Керимов – азербайджанский художник, ковродел, инициатор создания первого в мире Государственного музея ковра. Такие ковровые композиции, как «Аранский», «Багчадагюллер», «Балыг», «Буйнуз», «Барда», «Бахманли», «Гарабаг», «Годжа», «Гасымушагы», «Лемберани», «Муган», «Малыбейли», «Ханлыг», «Хантирме», «Челеби», «Шабалыдбута», – классические образцы карабахской школы ковроткачества.
Тык-тык ханум
«Tык-тык, тык-тык», – стучат ореховые скорлупки на ее лапках. Жучиха
росой умылась, пыльцой накрасилась и отправилась на поиски «друга». Вот
только ни пастух, ни лис ей не подходят. Только мышонок потакает всем ее
капризам, но и этого друга самодовольная Тык-тык ханум в конце концов
теряет. Об этом – одна из первых детских сказок Азербайджана. Ее автор,
Абдулла Шаиг, стал первым детским писателем. Написана она в стихах, а в
советское время на ее сюжет был снят мультфильм с прекрасными песнями,
тексты которых разлетелись на цитаты.
Джыртдан
«Жила-была одна женщина. И был у нее единственный сыночек, такой
маленький и худенький, что его прозвали Джыртда».. С одной стороны, этот
персонаж волшебной народной сказки был ленив и хитер, заставил других
мальчишек собирать за него хворост и даже нести его вязанку. А с другой,
когда дети заночевали в доме Дива – ужасного великана, он использовал
свою смекалку, чтобы всех спасти. В конце концов маленький да удаленький
Джыртдан стал настоящим героем. Сегодня это один из ключевых
персонажей азербайджанского фольклора.
Птица Зумруд
Молодому сыну падишаха Мелик-Мамеду, как водится в волшебных
сказках, не повезло с братьями. Они невзлюбили его и попытались от него
избавиться. Но у Мелик-Мамеда появился волшебный союзник – прекрасная
птица Зумруд. В благодарность за то, что Мелик-Мамед спас ее птенцов
от дракона, Зумруд вынесла его из царства тьмы обратно в мир живых и
подарила свои перья: сожжешь перо – и птица явится на зов, чтобы помочь в
любой беде. Так предательство братьев сослужило Мелик-Мамеду
добрую службу: в итоге он получил царство и красавицу-жену.
Дивы
Образ дивов, сверхъестественных великанов, распространен в фольклоре народов Кавказа, Малой и Средней Азии и сегодня в странах этих регионов встречается чуть ли не в каждой детской книжке. Так, в азербайджанских волшебных сказках дивы – одни из самых часто возникающих мифологических существ на пути главных героев. Обычно – это некрасивые и глупые великаны наподобие огров из фэнтези, покрытые шерстью и не блещущие умом. Они олицетворяют зло и постоянно грозятся причинить вред всему живому и безобидному, но главным персонажам всегда удается обвести их вокруг пальца, а иногда – и победить в открытом бою. В сказаниях дивы обычно охраняют сокровища, похищают девушек, либо нападают на путников в горах. Однако не во всех мифах отношение к этим чудовищам однозначно: иногда див может совершить и добрые деяния, как в сказке «Шахзаде Муталиб».
Карабахские кони
С давних времен в Азербайджане, как и на всем Кавказе, к лошадям было особое отношение, ведь именно по ним и оружию судили мужчин. Азербайджан издревле славится не одной породой лошадей, но среди всех прочих отличается карабахская лошадь – одна из самых старинных ездовых пород в мире. Эти кони отличаются своей выносливостью, скоростью и невероятной красотой и считаются одним из символов Азербайджана. Так, маскотами 4-ых Игр исламской солидарности, проходивших в Баку с 12 по 22 мая 2017 года, стали карабахские скакуны Джасур (свободолюбивый) и Инджа (нежная) – нарядившиеся в национальные костюмы.
Човган
Полторы тысячи лет назад восточный мужчина играл не в поло, а в човган. Игроки старались забросить мяч в ворота соперника. С клюшками наперевес, верхом на поджарых карабахских скакунах, они становились героями многочисленных миниатюр и персонажами поэм и эпосов. Древние игроки в човган с таким азартом упражнялись в верховой езде, что европейцы переняли у них эту традицию – так появилось «конное поло». В 2013 году ЮНЕСКО внес човган в список нематериального культурного наследия, нуждающегося в срочной охране.
Верхняя мечеть Гёвхар-аги, 1883-1884 гг., Шуша
Мечеть строилась аж в четыре этапа. Ее возведение из тростника началось в 1750 году по приказу Панахали хана, основателя Карабахского ханства. Затем строительство мечети было приостановлено. Она была достроена лишь в 1883-1884 годах архитектором Кербелаи Сафиханом Карабахским по распоряжению Гевхар-аги, дочери Ибрагим Халил-хана. Во время оккупации Шуши мечеть подверглась артиллерийскому обстрелу, а ее минареты были разрушены. С мая 1992 года мечеть 28 лет находилась в аварийном состоянии. В 2020 году, сразу после освобождения Шуши, азербайджанские военнослужащие привели ее в порядок, постелили ковры и совершили в этих стенах первый за все это время намаз.
Родник «Хан гызы», середина XIX века, Шуша
До XIX века в Шуше было всего лишь два колодца с пресной водой, поэтому местному населению, численностью в 25-30 тысяч человек, не хватало питьевой воды. В 1871 году ханская дочь, прославленная поэтесса и общественный деятель Хуршидбану Натаван, выделив большую сумму денег, провела в город водопровод. Вода в роднике вытекала из шести кранов и в течение двух минут шесть бочек наполнялись питьевой водой. Этим благородным поступком Натаван дала Шуше свежий глоток жизни.
Шушинская крепость
Основание города Шуша связано с именем Панахали хана. Видя ненадежность существующих крепостей Баят и Шахбулаг, на заседании дивана он объявил о решении построить «вечную и неприступную крепость в непроходимых горах, что не осадит даже сильнейший враг». После завершения строительства города-крепости Шуша, Панахали хан перенес в нее из Шахбулага столицу карабахского ханства. Дата основания разнится в зависимости от источников, но не выходит за пределы начала 1750-х гг.
Гробница Моллы Панаха Вагифа, 1982 год, Шуша
Могила гениального азербайджанского поэта и визиря Карабахского ханства Моллы Панаха Вагифа неподалеку от Джыдыр-дюзю долгое время была местом поклонения. С 1977 по 1982 год здесь шло строительство мавзолея, а на его торжественном открытии присутствовал общенациональный лидер Гейдар Алиев и многие деятели культуры. За долгие годы оккупации мавзолей был сильно поврежден. К счастью, 29 августа 2020 года после ремонтно-восстановительных работ в Шуше открылся комплекс музея-мавзолея, посвященный памяти Вагифа.
Музыкальный город, Шуша
Шуша – поющий город. Здесь в XVII-XIX веках проводились концерты и конкурсы, создавалось множество различных литературных и музыкальных кружков – меджлисов, из которых выходили знаменитые в будущем ханенде и сазандары; здесь складывались каноны современного мугама и зарождалась своя собственная школа – и не только как традиция в искусстве, но и как образовательное учреждение. Так, одной из достопримечательностей города была знаменитая школа традиционного пения, созданная в середине XIX века известным музыковедом Харратом Гулу – первая на территории современного Азербайджана.
Первая опера на всем Востоке тоже была написана уроженцем Шуши – это была знаменитая «Лейли и Меджнун» Узеира Гаджибейли. Невозможно не упомянуть и знаменитого музыканта Садыхджана, внесшего неоспоримый вклад в развитие мугама. Он усовершенствовал тар, модифицировав его корпус, изменив количество струн и ладов, и тем самым расширив возможности этого музыкального инструмента, а в конце XIX века создал музыкальный ансамбль, в состав которого входили известные певцы и музыканты того времени.