NARGIS
Az En
NARGIS MAGAZINE
Культура

Боль наша: Карабах

Вот уже более четверти века целых 20% наших земель остается под вражеской оккупацией, а на линии соприкосновения войск продолжают гибнуть и молодые солдаты, и умудренные опытом генералы. Если Баку называют сердцем Азербайджана, то Карабах – его душа. Эта благословенная земля подарила миру десятки ученых, философов и поэтов, снискавших славу во всем мире, и в первую очередь на мусульманском Востоке. Это Мохаммед Гарабаги, философ и писатель ХVI века, чьи произведения хранятся в Каирской библиотеке. Это поэт ХVIII века Молла Панах Вагиф, главный визирь Карабахского ханства. Это дочь карабахского хана Агабеим-ага, ставшая главной женой Фетх Али-шаха Каджара и славившая родной Карабах в своих непревзойденных баяты.


Это ее племянница Хуршидбану Натаван, поставившая шах и мат опешившему от восторга Александру Дюма-отцу, поведавшему о своих приключениях на Кавказе в своей книге «Путешествие на Кавказ»... В ХIХ веке Шуша стала центром культуры Кавказа. Карабах прославился и как родина мугама, уникального жанра песенного искусства, занесенного ЮНЕСКО в Список нематериального культурного наследия.


Эта земля подарила миру Узеира Гаджибейли, Муслима Магомаева (старшего), Бюльбюля, Гадира Рустамова, Хана Шушинского, Арифа Бабаева, Ниязи – гениев азербайджанской классической музыки...


Как можно спорить о принадлежности Карабаха Азербайджану, когда на нашей стороне такой аргумент, как культура?
Ничье словоблудие, никакие попытки переписать историю не смогут скрыть правды. Нет числа безмолвным, но неопровержимым свидетельствам присутствия древней азербайджанской культуры на этой попираемой врагом земле... Приведенный здесь список того, что мы потеряли с Карабахом, весьма субъективен и, конечно, неполон. В оправдание себе скажу, что составлять его было больно. И все-таки эта боль идет рука об руку с надеждой.
Мы еще увидимся с тобой, Карабах!

Ханкенди
329 км от Баку

Топот будто позолоченных красавцев-коней карабахской масти издавна разносился вдоль зеленых полей этого города.
Город, раскинувшийся на живописных горных склонах в десяти километрах от столицы Карабахского ханства Шуши, с конца XVIII века служил зимней резиденцией местной аристократии, включая ханскую семью. Сын Панах Али хана Мехтикули хан в подарок жене Периджан Бегим построил здесь крупное поселение, а народ дал этому месту название Xan kəndi – Ханское село. Однако это место упоминается еще в исторических рукописях раннего средневековья. Не так уж давно в Ханском селе можно было найти захоронения с надписями, датируемыми началом ХV века, основанное 800 лет назад мусульманское кладбище, святилища «Комната Махаммад аги», «Дарылы Пири» и «Древо скорби»...
В 1923 году, после создания Нагорно-Карабахской автономной области в составе Азербайджанской ССР, город переименовали в честь палача азербайджанского народа Степана Шаумяна, и только в 1991 году ему было возвращено исконное название. В ХХ веке Ханкенди пережил огромный подъем, превратившись из зоны отдыха в крупный промышленный и культурный центр. Здесь работал знаменитый на весь Южный Кавказ комбинат шелка, асфальтобетонный завод, горожане занимались виноделием, собирали мебель, шили обувь... Больше половины промышленной продукции всей области в советское время выпускалось именно в Ханкенди.


Ходжалы
375 км от Баку


Всего в десяти километрах к северо-востоку от Ханкенди находится горный населенный пункт Ходжалы, почти половина которого (40%) покрыта лесами. Жизнь здесь всегда бурлила, местные жители собирали урожай аж три раза в год: и виноград, и картошку. На мусульманском кладбище, появившемся в Ходжалы восемь веков назад, можно было отыскать могилы с причудливыми древними надписями; сейчас они, к сожалению, безвозвратно утеряны по вине армянских вандалов. В объятиях гор, в бескрайней альпийской долине около города ученые раскопали более ста древнейших курганов. Эти погребения разнились не только по датировке – от позднего бронзового до раннего железного века, но и по величине – от мелких до крупных. А к западу от реки Ходжалычай в гордом одиночестве красовался двуглавый курган Хача-тепе высотой почти 16 метров. При раскопках были найдены не только предметы быта, украшения и орудия труда: оказалось, что в одном кургане погребен... бык, череп которого был украшен бронзовыми налобниками. На сколько вопросов можно было бы найти ответы, имей мы возможность пристально изучить эти курганы!

*25-26 февраля 1992 года произошло массовое убийство мирных жителей города Ходжалы армянскими вооруженными формированиями. Погибло (включая замерзших в пути) 613 человек, из них 63 ребенка, 106 женщин, 70 стариков. Это самое крупное и жестокое кровопролитие за все время Карабахской войны.

Шуша
373 км от Баку



В ушах звучит мугам, а перед глазами встают ворота крепости, встречающие надписью на кириллице: Шуша... Этот город – особенный не только для карабахских азербайджанцев, но и для всего азербайджанского народа. Основанный в середине XVIII века Панах Али ханом, он сначала звался Панахабад; название «Шуша», то есть по-азербайджански «стекло», он получил за удивительную чистоту и прозрачность горного воздуха. Шуша – это дворец Панах Али хана, Джума-мечеть, мечеть Гёвхар-ага, дома Хуршидбану Натаван и Узеира Гаджибейли, усыпальница Моллы Панаха Вагифа, Монетный двор, Джыдыр Дюзю... А вот видениями из восточных сказок перед глазами проносится лабиринт комнат Дворца карабахских ханов. Здесь проводились важные государственные совещания, а в перерывах протекала безмятежная жизнь ханской семьи. Мы уже не можем почувствовать на ощупь ни гладкость расшитых декоративной вязью шелковых тканей, ни нежность карабахских ковров с неповторимым жизнеутверждающим орнаментом, оставшихся во дворце... И все-таки неприступная и прекрасная Шуша, падение которой всем нам представлялось чем-то немыслимым, – была и навечно останется цитаделью азербайджанской культуры. И никому не стереть, не переписать заново ее историю, даже если сегодня эта крепость и встречает приезжих чуждой ей надписью.

Лачин
414 км от Баку



Могучие красные дубы, реликтовое, занесенное в Красную книгу железное дерево, ледяные целительные родники – все они свидетели расцвета и падения Лачина... Читатель, эта история будет поведана не под классическое карабахское трио, а под минорные ноты саза.
XVII век, Сары Ашуг Абдулла (народный поэт-певец) держит путь в Карабах, а точнее, в Лачин. Сюжет до боли знаком: он случайно встречает прелестную девушку Яхшы из села Магсудлу, и это, конечно же, взаимная неземная любовь с первого взгляда. Однако быть вместе молодым влюбленным не суждено: горянку никогда не выдали бы замуж за пришлого. Яхшы чахнет, словно карабахская орхидея, теряя силы день ото дня, и погибает, так и не познав объятий любимого, а Сары Ашуг проведет оставшиеся ему горькие дни у ее могилы. Строфу за строфой, сплетая слова, он будет слагать песни во славу любимой, не выпуская саза из рук. Почувствовав приближение конца, Сары Ашуг завещал похоронить его рядом с возлюбленной, лицом к ней, а не к священной Каабе. Так был воздвигнут мавзолей поэту, сравнявшемуся с легендарным Меджнуном, прозванный в народе «Ашуг ойлагы» – «Обитель ашуга».


Ходжавенд
334 км от Баку



Вообразите, какая волшебная атмосфера царила в Ходжавенде, небольшом регионе, буквально усеянном святилищами: христианская Белая церковь, Арушульский замок, Купол Сеид Рза... Из укрытых лесами святилищ время от времени разносятся колокольный звон и звуки азана, разносимые по округе вольными ветрами. Стены святилищ, относимых к албанскому периоду нашей истории, украшала тонкая резьба. По архитектуре эти святые дома нашего народа всегда легко отличить от григорианских церквей, что так рьяно отрицают представители соседней страны, желающие присвоить все лавры чужой истории. Итак, перед вами непростой путь в гору, к святилищу XVII века невообразимой красоты. Его название Зиярат означает «место поклонения». И вот вы уже на вершине. Перед вами потрясающий вид: заснеженные вершины, цветущие луга – кажется, будто можно дотянуться рукой до небес! Вы чувствуете дыхание Вселенной и присутствие Бога. И вовсе не так важно, как именно вы Его называете...


Кяльбяджар
445 км от Баку



Еще одна неразгаданная страница истории Азербайджана – Кяльбаджар, древний край с доисторическими пещерами, крепостями, святынями, будто рукотворными скалами. Древний край, таящий в себе много удивительных легенд и несметных богатств. И если Ходжавенд по трагической параллели называют вторым Ходжалы, то Кяльбаджар неспроста прозван вторым Гобустаном.
На одном из 28 найденных здесь каменных фрагментов изображены человеческие фигуры внутри овала. Так как взгляды высеченных на камне людей устремлены вверх, ученые предполагают, что здесь отражена картина самых первых представлений человека о мироздании.
Быть может, где-то в безднах космоса следует искать ответ на вопрос о том, как же все-таки доставляли громадные глыбы в VI-VII веках для возведения грандиозного комплекса Худавенг, который так сильно разнится со всеми остальными памятниками на этой земле? Комплекс пережил не одно поколение, для его сооружения использовались и речной камень, и дерево. Меж этих стен, в XIII веке украшенных вручную картинами маслом и каллиграфическими надписями, покоилась жена правителя Гасан Джалала – Мина хатун...

Агдере
358 км от Баку



Агдере – это еще один яркий ответ на вопрос, почему именно Карабах. Медь, известняк, цинк, железо, обсидиан, мрамор, а главное – серебро и золото. Здесь разведано 155 месторождений полезных ископаемых различного типа, пять из них – золотые. Агдере прятал азербайджанское золото в Гызылбулаге и Джанятаг-Гюльятаг, свинец и цинк в Мехмане, медь в Демирли... Гызылбулаг – одно из трех месторождений с документально подтвержденными запасами. Филигранная техника шебеке, ажурные бадамлы, серьги пиала-зенг, массивный нагрудный ай-улдуз – было время, когда каждая невеста мечтала о традиционных украшениях из настоящего азербайджанского золота! А сколько богатств еще таится в недрах этой изобильной земли, о которых мы и не догадываемся, которые беззастенчиво черпает захватчик! Неспроста в 2012 году одна иностранная компания инвестировала в оккупированные земли Агдере 80 миллионов долларов, открыв горнообогатительный комбинат. Воистину, недра Карабаха могут вытянуть на себе экономику не только отобранных у нас территорий, но и всей
страны-оккупанта.

Агдам
362 км от Баку


Город-призрак... Ныне по его улицам скитаются разве что души безвинно убиенных: здесь, в Агдаме, в 1988–93 годах пало наибольшее число шехидов. Когда-то здесь выращивали хлопок, ткали шелковые ковры и разливали знаменитый коньяк. Именно в Агдаме даже в годы советской власти звучал азан из Джума мечети. Теперь он больше не созывает мусульман к пятничной молитве: мечеть армянские вандалы используют как загон для скота. Чтобы отстроить свое новое обиталище, враг по сей день разрушает заброшенный город. Уничтожаются мечети и караван-сараи, пещеры и святыни, разрушен мавзолей Панах Али хана – отца Карабаха... В Агдаме находился уникальный Музей хлеба, где хранилось множество ценных книг и рукописей, где можно было увидеть древние орудия обработки зерна – от молотильных досок до ручных мельниц, а также чудом сохранившиеся образцы самых разных, но главное, редких зерновых культур. Сегодня и этот музей лежит в руинах...

Джабраил
338 км от Баку

Век за веком Азербайджан терзали завоеватели, слишком уж привлекателен во всех отношениях наш регион. Судьба часто бывала неблагосклонна к нему... С 1813 года мы с тоской и трепетом взираем на Южный Азербайджан, а южные азербайджанцы мечтают приехать на историческую родину, чья независимость – гордость для каждого азербайджанца. Именно Джабраил и Худаферинские мосты, проложенные через Аракс, начиная с VII века соединяли братьев по крови, живших по разные стороны «реки-разлучницы». Будто самим Всевышним было определено проложить мосты единства именно здесь: скалы поперек русла стали естественными опорами, а высокие берега защищали мосты от наводнений.
Худаферинские мосты соединяли не только север и юг Азербайджана. Торговцы везли по ним редчайшие товары из Китая и Индии, а перейдя с южного берега на северный, двигались дальше, в сторону Европы. Джабраил, как и другие населенные пункты, во все времена возникавшие вдоль караванных путей, был торговым городом и процветал. Когда-то в нем были многочисленные караван-сараи, чтобы усталый путник всегда мог найти здесь кров и пищу...


Физули
334 км от Баку



В апреле 1959 года, в ознаменование 400-летия со дня рождения великого азербайджанского поэта Мухаммеда Физули, этот город был переименован в его честь, а район стал Физулинским. Но эти земли были заселены еще в доисторическую эпоху, они служили пристанищем первобытному человеку. В 1968 году в пещерном комплексе Азых, что на левом берегу реки Гуручай, была найдена нижняя челюсть предшественника неандертальца, названного азыхантропом; это всего лишь пятая находка в мире, подтверждающая, что неандертальцы не были первыми людьми на Земле. К сожалению, ученым удалось изучить лишь пять выходов пещеры из семи. Здесь было собрано более трех тысяч каменных орудий труда и более тридцати тысяч окаменелых костей животных – саблезубых тигров и пещерных медведей. Точно установлено, что костры в Азыхе пылали еще 600–700 тысяч лет назад.
Древние мосты этой местности объединяли весь регион. Верующие молились в старинных мечетях, у святынь просили о чуде, в том числе в мавзолее Мирали (ХVII век). В 90 библиотеках в разные века создавали свои труды видные ученые и мыслители...



Губадлы
403 км от Баку

Губадлинский район покрыт густыми зелеными лесами, а из-под земли здесь бьют целебные источники. Он просто усеян святынями: пещерные храмы IV века, крепости V века, святилище IV века «Гавур дяряси», памятники V века «Галалы» и «Гёйгала», «Демирчиляр тюрбеси» XIV века, усыпальницы XIV–XVII веков... Тут родина многих выдающихся поэтов, писателей, философов, религиозных, общественных и государственных деятелей. В XVIII веке в Губадлы родился и жил известный религиозный деятель Мирза Мехти Хазани. А в 1854 году здесь увидел Божий свет народный герой Гачаг Наби, местный Робин Гуд.
В XIX веке в селе Демирчиляр Губадлинского района жил филантроп и меценат Гаджи Бадал. Имея недюжинный талант организатора, он трудился без устали, отдавал все силы развитию родной земли. Гаджи Бадал объединил 15 сел и построил мост через реку Агарчай, названный в его честь. Для постройки моста использовался украшенный орнаментом камень, известь и... яичные желтки! Удивительно, но этому довольно массивному сооружению был нипочем разлив горной реки, и обходилось оно без дополнительных опор.



Зенгилан
385 км от Баку


Этой южной части древнейшей азербайджанской земли Зангезур более 1500 лет. Зенгилан граничит на западе с Арменией, на юге с Ираном. На высоте 2000 метров над уровнем моря взору открываются зеленые луга, здесь расположен второй по величине в Европе лесной массив чинар (платанов). Тишину нарушает разве что плеск воды, падающей из родника, повсюду на высокогорных лугах обильно цветут целебные травы... Зенгилан считается одним из древнейших поселений человека: по обе стороны реки Охчучай в щедрой зелени спрятаны карстовые пещеры. А в селе Шарифан было проведено множество археологических раскопок: эти места были населены издавна. Там же были обнаружены остатки гробницы с неглубоким алтарем и подземной частью, построенной на стыке XIII и XIV веков. Стены, сложенные из гладко отшлифованных каменных плит, украшены треугольными узорами.
В центре Зенгилана находилась мечеть «Имам Гусейн», возведенная в один из самых ярких периодов азербайджанской истории – в период государства Сефевидов.

На руинах чужого счастья
И все же главное, чего мы лишились с Карабахом, – это не дворцы, не мечети, не мавзолеи... Самой большой из наших потерь следует считать разрушенное счастье простых людей, потерявших кров, родных и саму возможность жить на родной земле. Людей, не ждавших предательского нападения, мирно спавших в своих домах холодной зимней ночью – отцов, матерей, детей, стариков, в одночасье ставших изгнанниками, а то и жертвами беспощадного геноцида. Официальные летописи из года в год штампуют все новые цифры: 27, 28, 29... Для нас же каждый год оккупации – это очередные 365 дней безразличия мира к нашей беде. Война в Карабахе остается красноречивым актом коварства соседей, вопиющего зверства в отношении безоружных людей, этнического и культурного геноцида, по сей день не получившего должной оценки во всем мире.


P.S. все памятники древней культуры Азербайджана, упомянутые в этих коротких историях, сейчас либо находятся в руинах, либо уже безвозвратно стерты с лица земли.