Мэрилин Монро и Артур Миллер в номере отеля после съемочного дня фильма «Неприкаянные». Рино, штат Невада, 1960 год.
Протокольная строчка, в которой - факты, в которой ответы на вопросы: Кто? Где? Когда?
Теперь представим, что не было той пояснительной строчки, а только - мужчина и женщина в черно-белом кадре. Кто они эти люди? Женщина (лица ее не видно), стоящая у окна и (кажется) в чем-то провинившийся мужчина… Этих двоих объединяет что-то… И это что-то окончательный разлад.
«Странное дело - фотография… Ты всего лишь доверяешь своему глазу, но не можешь не обнажить душу». Автор этих слов женщина, предъявившая миру насыщенный предчувствием конца портрет четы Монро & Миллер - немеркнущей кинозвезды и не менее блистательного драматурга. Снимок сделан за год до их расставания. Год спустя фотограф Инге Морат заняла место хрестоматийной блондинки, став женой Артура Миллера… Нечаянный триумф отточенного интеллекта над неприкрытой чувственностью.
На протяжении лет дочь австрийских ученых Ингеборг Хермина Морат укрощала стихию иностранных языков. Французский, английский, румынский, китайский, русский… Занималась она и журналистикой, пока не взялась осваивать очередной язык, - язык фотокадра. Наряду с Евой Арнольд, Инге Морат стала одной из первых женщин-фотографов, принятых в легендарное агентство «Magnum».
Китай или Россия, Европа или Азия… Где бы ни оказалась Инге Морат, налицо две константы, как правило, оказывавшиеся в фокусе ее объектива, – красной нитью пронизывающие монохромную поверхность ее кадров. Это человек, дублирующий настроение пространства, это пространство, зеркально отражающее состояние человека… Серия фотографий Мэрилин Монро и демонстрирует это наблюдение: скучающая кинодива и вторящий ее сплину антураж. Снимки Морат можно по праву назвать одними из проникновенных и лиричных портретов актрисы.
Стоит добавить, что фотография, снятая в номере отеля во время съемок фильма «Неприкаянные» (по иронии судьбы или по причине ее проницательности название картины соответствует и содержанию кадра), развенчивает иллюзию возможного счастья между такими разными людьми. Развенчивает ее на наших глазах… Вполне в духе трагических пьес Артура Миллера.
Инге Морат – 1923 - 2002