NARGIS
Az En
NARGIS MAGAZINE
Лица

МАНТРА ЧЕМПИОНА

Из чего состоит формула победы – из каких элементов? Задумывались ли вы об этом? Я – да. Из чего сделаны победители? Из отчаяния или упорства? Трудолюбия или мечты, а может, из преодоления всему вопреки? Август 2017-го. Олимпийский стадион Лондона. Сотни, тысячи, миллионы болельщиков на местах и восемь атлетов на беговой дорожке замерли в ожидании старта. ...5, 4, 3, 2, 1 – и подан, наконец, волнующий сигнал! Восемь лучших бегунов планеты преодолевают дистанцию за считанные секунды... 50, 100, 150, заветные двести метров остались позади, и вот он – самый быстрый! Спринтер с незамысловатой фамилией Гулиев. Кто бы мог подумать, а?

Так из чего же сделаны победители? Что является решающим толчком на пути к триумфу? Окрыляющая надежда? Бесспорная любовь? А может, вы хотите послушать историю победы от первого лица? Я – да.

Рамиль, мальчишки в Баку чаще записываются в секции восточных единоборств, занимаются шахматами или футболом. Вы же выбрали нелегкий путь легкой атлетики. Почему?

Я родился в семье спортсменов, и мое спортивное будущее было предопределено с самого рождения. В лицее олимпийского резерва, где я учился, было много разных спортивных секций. Я пробовал себя в плавании, боксе, борьбе, дзюдо, но мне все было как-то не по душе... Я не получал удовольствия. Мне было тринадцать, когда отец повел меня в секцию легкой атлетики, и буквально на следующий день меня представили к выступлению на чемпионате города. На этом первенстве я победил, и все вопросы о том, чем я буду заниматься, отпали сами собой.

Первая моя большая победа состоялась на чемпионате мира среди юношей. Заняв там II место, я понял: это – мое. Так я решил посвятить все свое время этому виду спорта.

Ваша победа на Чемпионате мира по легкой атлетике в Лондоне, как и Ваш личный пример, сродни сюжету голливудского фильма с хрестоматийной идеей о силе человеческого духа, о готовности идти к цели, преодолевая все препятствия. Спортсмен, попавший в трехлетний карантин (за это время Вы ведь могли завязать с профессиональным спортом?), белокожий атлет, дерзнувший перегнать лихих афроамериканцев, и неожиданный, растрогавший миллионы болельщиков жест – пробежка с флагами Азербайджана и Турции... Откуда берутся такие супергерои?

Безусловно, за каждой большой победой стоит большая работа, и в моем случае это не исключение. Ты ничего не достигнешь, если у тебя нет команды. Эта медаль – итог десятилетнего труда. К сожалению, а может, и к счастью, когда я только начинал заниматься легкой атлетикой, мы тренировались в холодном манеже, где зимой протекала крыша. Потом манеж закрыли на ремонт, и еще три года мы бегали в любую непогоду: в дождь, снег...

Когда помнишь, в каких условиях ты начинал, – ценишь все то, что имеешь сейчас. Благодаря клубу «Фенербахче» и Федерации легкой атлетики Турции я смог реализоваться, достичь своего пика.

Надеюсь, это только начало.

Мне всегда говорили: зачем тебе этот вид спорта, ведь спринт – американская школа, нужно тренироваться в Штатах или – нужно быть чернокожим бегуном; это невозможно, это нереально и прочее. Но я всегда был уверен: если работать много и с хорошим тренером, а мне повезло встретиться с таким в начале спортивной карьеры, то можно взять любую высоту.

Меня много раз приглашали учиться в США, но я всегда отказывался. Там ведь сотни таких, как я, может, тысячи, и все приехали за успехом. Уверен на все 100% – там есть ребята с гораздо большей мотивацией. Вот поэтому я и решил остаться дома и продолжать работать, невзирая ни на какие проблемы. Говорят же – вода камень точит... Нужно много времени и усилий, чтобы делать одно и то же изо дня в день, но это единственный способ стать лучшим.

Когда речь заходит о профессиональном спорте, в ход идут такие слова, как «настойчивость», «терпение», «хорошие физические данные»... Уместно ли говорить и о факторе таланта?

Все качества нужны в равной мере, если чего-то не хватает, то вы успеха не достигнете. Если брать по юниорам, то там, конечно, важен фактор таланта. Помню, в юности я практически не тренировался, по сравнению с тем, как готовлюсь сейчас. В юности спортсмен «выезжает» за счет дарования. Но потом только систематические тренировки, терпение и воля делают свое дело.

В спортивном мире распространена такая поговорка: «Спринтер без гонора – уже достижение». Став первым в истории легкой атлетики и Азербайджана, и Турции бегуном, завоевавшим золото мундиаля, Вы тем не менее продолжаете отвечать на вопросы своих подписчиков в YouTube, остаетесь открытым для прессы... Разве чемпионский титул не обязывает напустить на себя флер таинственности?

Все, что ты делаешь на дорожке, в зале, на стадионе, и все твои спортивные достижения не должны менять твоего мнения о других. Обычно, чем ты успешней, тем больше появляется завистников и недоброжелателей, их количество порой определяет и степень успеха. Когда я слышу негативные реплики в свой адрес – это для меня показатель: я на верном пути! Если говорят: тебе это не по плечу, – значит, я точно это сделаю! Так же и с тренировками. Тренер ставит определенную задачу, а я говорю: «Давайте сделаем ее на 130%», и если он говорит: «Нет, это невозможно!» – значит, нужно делать. Сейчас я больше не слышу от тренера «Невозможно!», теперь он говорит: «Будем пробовать!».

Кстати, о блоге. Вы загружаете в YouTube видеоролики своих тренировок, где делитесь секретами подготовки к соревнованиям. Не опасаетесь, что благодаря этим Вашим экзерсисам на соседней полосе объявится соперник?

Конечно, я не выдаю своего главного секрета – а он есть!.. Еще существует и такой немаловажный фактор, как индивидуальность. Мне, к примеру, не хватает чего-то одного, другому спортсмену – второго... Соперники будут всегда, и всегда будет кто-то круче тебя. Нет единой универсальной программы, по которой можно штамповать чемпионов. Но есть основные базисы, на них выстраивается вся работа. Главный секрет я раскрою, когда уйду из спорта или займусь тренерской деятельностью.

Вы и Ваш постоянный тренер Олег Мухин не раз заявляли о своем аналитическом подходе к тренировкам – взвешивали слабые и сильные стороны соперников задолго до решающего соревнования. Значит ли это, что при стратегическом подходе можно заранее вычислить победу?

К цели нужно всегда подходить всесторонне. Чем больше информации, тем лучше. Ведь спорт – это всегда и психологическая борьба, и физическая, и стратегическая... Мы с тренером готовились к любым погодным условиям; в полуфинале чемпионата мира было холодно, шел дождь, но мы это предполагали, и в результате он прошел легко. Нужно учитывать все нюансы...

Получается, в беге важны не только быстрые, сильные ноги, но и светлая голова?

В беге важно все! Мы соревнуемся среди лучших. На Земле около 7,5 миллиарда людей, и нужно быть лучшим из всех, лучшим из лучших! Все желают чемпионского титула, все тренируются, все работают. Нам ничего не прощают. Малейшая ошибка, малейший неверный шаг – и все, можешь попрощаться с результатом.

После чемпионата мира в Лондоне и первенства Бриллиантовой лиги в Бирмингеме Вас стали называть «белый Болт». Такой титул напрягает или мотивирует к еще большим рекордам?

Ну, я могу сказать так: сезон закончился, и мы начинаем все с начала. Конечно, приятно, когда тебя сравнивают с великим спортсменом. Вообще спорт такая штука... Сегодня ты выиграл – ты чемпион, а завтра тебя могут забыть, и ты должен доказывать всем снова и снова, что ты можешь. Главное – не забывать, зачем мы тут.

Теперь, когда Болт объявил о завершении карьеры, есть у Вас серьезные соперники?

Есть человек десять-двенадцать, с которыми я одного примерно уровня, конкретного лидера нет. Был Болт – он ушел. Сейчас начнется жесткая борьба: все перспективные игроки понимают, что могут стать чемпионами, а это подбивает на еще большее соперничество. При такой конкуренции, думаю, и результаты будут на высоком уровне.

В своих интервью Вы опровергаете бытующее как среди обывателей, так и среди спортсменов устойчивое представление о генетическом превосходстве афроамериканских атлетов, аргументируя это тем, что у них всего-навсего подготовка в разы интенсивней. В таком случае что мешает белым атлетам развить более эффективную систему тренировок?

Все-таки это большой труд, нужно много работать, одолевать большие нагрузки, терпеть тяжелые тренировки, изнуряя себя часами, – не каждый на это согласится! Белые живут в целом лучше и могут себе позволить образование – альтернативу спорту, не у многих афроамериканцев есть такая возможность. Элементарно, чтобы поступить в вуз, нужно ходить к педагогам, платить за обучение, а это не все могут себе позволить. Если же ты талантлив в спорте, то тебе выделяют средства на обучение, стипендию, дают жилье.

У Вас много татуировок. В этих изображениях заложен некий посыл? Есть ли среди них знаковая для Вас, особенная татуировка?

Все тату были сделаны в определенный период моей жизни, каждая о чем-то напоминает. Прошлое строит будущее.

Ваша главная победа еще впереди? Если да, то какие они – Ваши цели – на данный момент?

В августе этого года намечается чемпионат Европы в Берлине, и мы усердно к нему готовимся. Есть и другие соревнования – этапы Бриллиантовой лиги, к примеру. Туда могут попасть только элитные спортсмены, и сам факт участия в этих соревнованиях – большое достижение. Так как я стал чемпионом мира, мое участие подтвердили, и очень надеюсь, что мне удастся хорошо подготовиться к сезону, избежать травм и выступить достойно.

Известный писатель и марафонец Харуки Мураками написал книгу под названием «О чем я говорю, когда говорю о беге». Там он, в частности, рассуждает о мантре бегуна. Атлет успевает задуматься во время решающего забега на короткой дистанции?

Конечно, мы думаем во время забега, но только о тактике: когда прибавить, когда расслабиться, как не зажаться и так далее. На большее времени не остается, ведь наш бег длится всего 10 и 20 секунд!

О чем она – Ваша мантра?

Если усердно делать то, что любишь, невзирая ни на что и не опуская рук, то успех в конечном итоге придет. Нужно просто делать, делать и делать! А когда почувствуешь, что уже предел, то сделай еще чуть-чуть, еще и еще, и увидишь, как все поменяется вокруг. Вот это и есть моя мантра.

 

ИНТЕРВЬЮ НОННА МУЗАФФАРОВА ФОТО ЭЛЬМАР МУСТАФАЗАДЕ