Черно-белое как веха в истории искусства…
Черно-белое как эстетика в творчестве фотографов, писателей, кинематографистов…
Черно-белое как убеждение и опровержение…
Об этом и не только – в авторской колонке Monochrome.
Автобиографический роман «Черное молоко» Элиф Шафак подобен Турции. Подобно тому как на карте этой страны соседствуют Азия и Европа, так и автор этой книги представляет собой противоречивое, но оттого не менее любопытное смешение, в котором столкнулись Запад, Восток, Север, Юг, и не только…
«Эта книга была написана с целью забвения», - предупреждает нас автор. Кокетничает, пусть и невольно. Ведь книга – познавательная и вместе с тем увлекательная - убеждает нас в обратном.
На книжном рынке нередко появляются произведения, представляемые писателями как автобиографические. В их трактовке эквивалент исповеди принимает различные формы. К примеру, Харуки Мураками перемежает частные воспоминания с опытом марафонца, находя между бегом и литературным творчеством метафизическую связь. Орхан Памук выносит личные переживания на плоскость белого листа, погружаясь в историю родного Стамбула. А эпатажная мемуаристика в творчестве Фредерика Бегбедера и вовсе стала его неизменной фишкой…
Отправной точкой для изложения собственной биографии Элиф Шафак избрала опыт своей первой беременности. Точнее, тот ее период, что в медицине зовется «послеродовой депрессией». Именно в этот период, согласно негласным традициям, молоко матери может быть неотвратимо подпорчено. Если джинны, дурной глаз и прочие эфемерные, но непреходящие явления потайного мира не заведут роженицу в состояние глубокой меланхолии, последствия которой могут быть далеко не обнадеживающими… Отсюда и название книги - #черный цвет, как метафора…
Что такое быть женщиной-писателем? Что такое быть женщиной-писателем, захваченной противоречащими друг другу сущностями, каждая из которых имеет свое право голоса и диктует свои правила? Как быть - выбрать материнство или карьеру? Посвятить ли себя исключительно творчеству? Или выбрать компромиссный вариант? Или компромисс – всего лишь самообман, капитуляция перед лицом призвания?..
Поначалу их только четыре - женщин величиной с палец. Одна из них – Госпожа Практический Ум выдает свою четкую модель поведения, расположившись у западных ворот. Другая – Госпожа Дервиш (аллегорическое олицетворение восточной мудрости) делится советами, неторопливо перебирая четки… Третья – сверхамбициозная Госпожа Тщеславие убеждает в правоте своих убеждений, пристроившись у северных ворот. А для того, чтобы ознакомиться с мнением Циничной Интеллектуалки необходимо взять курс на юг… И это далеко не все существа, живущие в сознании автора – вскоре к ним присоединяются Госпожа Искусительница и Отчаянная Домохозяйка…
Но эта книга, в которой автор изображает себя с изрядной долей самоиронии, ограничивается не только дроблением внутреннего мира на отдельно взятые женские архетипы. Главы романа чередуются рассказами о выдающихся женщинах. Это писательницы, поэтессы, философы… Джордж Элиот, Мюриэл Спарк, Вирджиния Вульф, Айн Рэнд, Симона де Бовуар, Сильвия Плат, Айрис Мердок… Вот далеко не весь перечень женщин, о которых заходит речь в этой книге. В кратких эссе автор не только пытается описать их жизненный путь, пытаясь сфокусироваться на значимости их произведений, но и стремится проанализировать, чем обернулся для них этот выбор - для кого-то успешный, для кого-то непростой, а подчас и драматичный выбор между семьей и творчеством… Отказаться от материнства в пользу всецелого посвящения карьере или не лишать себя этого удивительного, по словам автора, чувства? Этот вопрос является, пожалуй, ключевым в романе. К финалу произведения Элиф Шафак удается выбраться из разноголосицы внутреннего, подчас перераставшего в какофонию хора пальчиковых женщин… Автор книги – мать двоих детей - находит решение дилеммы в равновесии между писательством и семьей.
Элиф Шафак
Элиф Шафак появилась на свет 25 ноября 1971 года. Ее кочевое детство – родилась она в Страсбурге, детство и юность провела в Анкаре, Мадриде, Аммане, Кельне, Бостоне и других городах – было обусловлено дипломатической карьерой матери, чье имя «Шафак» и было выбрано ею в качестве литературного псевдонима. Родители писательницы разошлись довольно рано, и, выросшая в постоянном ожидании возвращении отца (известного психолога, академика Нури Бильгина), Элиф, по собственному признанию, росла одиноким ребенком, а чтение во многом заменило ей общение с ровесниками. Вскоре записывать истории собственного сочинения стало для нее так же естественно, как для иных детей рисовать или играть в куклы…
Произведения Элиф Шафак (а на сегодняшний день ею было выпущено четырнадцать книг) переведены на 30 языков и публикуются в престижных европейских издательствах. В 2010 году она была удостоена звания «Рыцаря ордена искусств и литературы» Франции. Роман «Черное молоко» на протяжении нескольких месяцев находился в списке бестселлеров Турции.