Черно-белое как веха в истории искусства…
Черно-белое как эстетика в творчестве фотографов, писателей, кинематографистов…
Черно-белое как убеждение и опровержение…
Об этом и не только – в авторской колонке Monochrome.
С чего начинается… уличная фотография? С картинки на стене родного двора? С закадычных товарищей, живущих в Гарлеме? А может она начинается с отважных игр в «стрелялки» или с потасовок с мальчишками из соседнего квартала?.. Исчерпывающей отгадкой этих непростых вопросов может стать лишь сама фотография - фотография Элен Левитт.
Феномен стрит-фотографии достиг особого развития в мегаполисах. Жизнь больших городов, с ее неизменным движением, потоком новых лиц и судеб являлся благодатным объектом наблюдений фотографов - импульсом для получения оригинальных снимков…
Гарри Виногранд. Нью-Йорк
Лучшие фотографы упомянутого жанра «развивали глаз», совершенствовали свои навыки на улицах. Вспомним графический портрет Нью-Йорка Гарри Виногранда, озорной Париж Робера Дуано… Перед глазами возникают и трогательный Чикаго Вивиан Майер, меланхоличный Стамбул Гюлера…
Робер Дуано. Париж
На улицах города эти, и другие выдающиеся мастера проходили школу: сдавали экзамены, получали высшую степень квалификации – переходили в следующий класс. С той лишь разницей, что обучение это длилось на протяжении всей их жизни… Одной из таких одаренных учениц Бруклина была Элен Левитт.
Элен Левитт (1913 – 2009)
Элен по причине материальной нужды рано бросила школу и стала зарабатывать фотографией. Бруклин стал ее первой мастерской, игравшие в окрестностях района дети – первыми моделями, фотоаппарат марки Leica – первым оружием для охоты за реальностью, а сотрудничество с маститым Уолкером Эвансом придало ее способностям должную профессиональную огранку.
Поначалу она фокусировала свое внимание на социальные проблемы, но вскоре после знакомства с произведениями Анри Картье-Брессона Элен поняла, что возможности фотографии не ограничиваются одной лишь автоматической фиксацией событий. Работы великого француза пробудили в ней художника… Отныне фотография стала для нее способом творческой самореализации.
В ту пору, а речь идет о 30-х годах прошлого века, девчонки рисовали мелом на асфальте, мальчишки играли в «войнушки»… В ранних работах Левитт, для которой детвора стала объектом нацеленного наблюдения, непосредственная связь между игрой и самовыражением, между детской забавой и проявлением личности, весьма различима. Она не умиляется Детству (чем злоупотребляют многие фотографы), а подходит к этому микрокосму, соблюдая должное хладнокровие и отстраненность. Ведь большое, как известно, видится на расстоянии…
Отдельной темой в творчестве фотографа являются портреты. Зоркий глаз Левитт подмечал характер в случайных прохожих, схватывал неприметные стороннему взгляду нюансы индивидуальности незнакомцев. Но делалось это фотографом ненавязчиво… Как легкое туше на клавишах фортепиано - едва касаясь кнопки фотоаппарата.
В разные годы работы Левитт экспонировались в лучших галереях мира, но впервые ее снимки были представлены в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Спустя четыре года – в 1943-м - последовала и персональная выставка под названием «Элен Левитт: фотографии детей».
Она является автором нескольких фотоальбомов и документальных фильмов, один из которых – «The Quiet One» - был номинирован на соискание премии «Оскара».
На рубеже 50-х ей был вручен грант Гугенхайма на создание цветных фотографий Нью-Йорка, а в 1976-м Элен Левитт была избрана членом Национального Фонда искусства Америки.