Наша героиня - художница, писательница, бьюти-блогер и просто красавица Афет Багирова, которая недавно показала всему миру, как выглядели и менялись азербайджанки на протяжении века.
«Что такое красота по-азербайджански? Звучит как название блюда. И это действительно нечто, настоянное на традициях, правилах и достоинстве, приправленное щепоткой игривости и обязательно поданное с любовью».
«Красота – понятие образное и относительное. Я знаю много женщин, чья внешность не подпадает под основные критерии красоты, но при этом они настолько прекрасны, что при взгляде на них замирает сердце. Красота женщины – это комплекс различных ее качеств, основными из которых, на мой взгляд, являются ум, чувство юмора, такт и любовь к себе, драгоценной».
В своем блоге Le Boudoir De Beauteholique, как и в своих статьях, Афет уже много лет культивирует обязательность ухода за собой, приправляя это милейшими обращениями к своим читательницам – нежным котяткам, славным лисяткам, сладкоголосым сиренам и т.д.
«Женщина обязательно должна любить себя, холить и лелеять. Тогда ни возраст, ни окружающая среда, ни стрессы не будут способны поколебать ее красоты».
Недавно блогера пригласили принять участие в проекте «100 лет красоты в Азербайджане» в качестве модели, и она с радостью согласилась, во многом из-за своей любви играть и перевоплощаться.
«Сам процесс был очень интересным, но и очень утомительным в то же время – я сидела на стуле в одной и той же позе 6 часов без перерыва!»
Но самым сложным оказалось не это, а реакция некоторых пользователей социальных сетей, где был размещен видеоролик.
«Самым сложным было увидеть на следующий день бесконечные потоки желчи в свой адрес в интернете. Было неприятно и даже обидно слегка, но все это все ерунда. Спасибо всей команде, которая работала над этим проектом и осталась за кадром, все они невероятно талантливые ребята, которые впоследствии помогли мне не впасть в пучину депрессии под лавиной вылившейся на меня грязи».
Несмотря на ложку дегтя, количество просмотров видео 100 Years of Beauty: Azerbaijan неизменно растет, так же, как и количество like-ов и восхищенных комментариев.
Большие ожидания
С детства Афет была мечтательной особой и остается ею по сегодняшний день. Кем только она не мечтала стать: балериной, археологом, оракулом, путешественником. Сегодня девушка успевает вести блог, писать картины, рассказы, колонку в журнале, путешествовать. Кому-то всех этих занятий хватает на всю жизнь, но это только первые пункты в списке Афет.
«Любовь к искусству никогда не мешала мне, напротив, мои карикатуры на учителей и одноклассников вызывали бурный хохот окружающих. А если серьезно, искусство – место тотального уединения. Ты можешь спрятаться в нем, укрыться от всего мира и создавать свой собственный идеальный мирок, свою параллельную реальность».
Несмотря на столь романтичный настрой, Афет Багирова выбрала достаточно серьезную, солидную профессию.
«На самом деле я мечтала поступить на литературный факультет в Петербурге. Я видела себя отрешенной от мира поэтессой в легком платье в пол с английским воротничком, бегающей под дождем в обнимку с блокнотиком. Все это осталось лишь мечтой, потому что к жизни я была абсолютно не приспособлена, вечно витала в облаках, и родители просто не отпустили меня. Я окончила школу с отличием и передо мной встал огромный выбор различных профессий, ни к одной из которых тяги у меня не было. Я выбрала юриспруденцию, чтобы порадовать родителей».
Более того, Багирова проработала юристом 10 лет и не жалеет об этом.
«Этот опыт помогает мне твердо стоять на ногах, помогать окружающим, будь то составление контракта или юридическая консультация.
Но стихи и живопись – это крылья, которые никто не сможет у тебя отнять, если они уже выросли. Так я и работала «крылатым» юристом, пока не поняла, что больше не могу быть кем-то совершенно другим с 9 до 6, а потом становиться самой собой. И нет - я больше никогда не вернусь к юриспруденции».
Родные художницы любят искусство, поддерживают и понимают ее, но вряд ли когда-нибудь смогут относиться к этому настолько же серьезно, насколько относились к ее юридической карьере.
Самоучка в живописи, Афет так и не получила профессионального образования и вряд ли захочет. «Однако я рассматриваю возможность изучения конкретных техник, которые мне интересны. Например, сейчас я изучаю персидскую и монгольскую миниатюру и хочу посетить несколько курсов в Иране и Индии».
«Я продолжаю писать картины и надеюсь, что этот этап моей жизни никогда не завершится», – подчеркивает художница. Но своим главным инструментом она считает слово.
Игра слов
«Обожаю рифмовать слова, сочетать, играть ими. Я сочиняла истории и стихи столько, сколько помню себя. Просила родителей записывать, когда еще не умела писать».
Определенно, для столь многогранной деятельности нужно море вдохновения, и не удивительно, что художница-писательница находит вдохновение абсолютно во всем: в людях, человеческих отношениях, случайно оброненных словах, природе, космосе, науке, произведениях искусства, музыке и самой жизни.
«Для меня вдохновение литературное и живописное – два разных понятия. Литературное вдохновение для меня отделено от законов логики, от разума. Оно накатывает волнами и окутывает меня с головой. Строки рождаются цельными и практически не требующими редакции. Я лишь успеваю записывать их. Будто меня подключили к какому-то искрящемуся космическому источнику, из которого в меня изливаются бесконечные потоки слов», – рассказывает Афет.
«В живописи все иначе – я ищу вдохновения. Если при написании стихов, я слышу строки, то при создании эскизов будущей работы, я вижу образы, но они сырые и беспомощные и требуют усердной работы, тщательной шлифовки, выбора материалов и техники, написания концепции».
Кончено, на одном вдохновении не создать что-то цельное и весомое. Афет считает, что работа над собой и вдохновение – это две части одного процесса.
«Все начинается с вдохновения. Ты хватаешь его за хвост и просишь открыться тебе, а потом наступает этап усердной работы над тем, что удалось разглядеть, получить, понять».
Несвободное время
«В музыке мне нравится слишком много разных направлений, чтобы быть конкретной. Мой любимый режиссер - Тарковский, у него я обожаю все. Мне нравятся работы Годара, Бертолуччи, некоторые фильмы Триера, Аронофски, Терри Гиллиама и Альмодовара. Еще я очень люблю азиатское кино, в частности, фильмы Пак Чхан Ука, Ким Ки Дука, Ли Чан Дона.
«С литературой еще сложнее – без нее я жить не могу и в голове у меня целые картотеки с названиями произведений и именами авторов. Однако, Набоков – это моя любовь на века. А из потрясений последних лет могу посоветовать почитать произведения Вольфганг Борхерта, который прожил очень короткую жизнь и оставил небольшое количество потрясающих рассказов и пьес».
Создатели волн
«Современное искусство – сложная тема для обсуждения. На мой взгляд, всерьез критиковать объект современного искусства могут лишь художники, галеристы и искусствоведы. Мой главный критик – муж. Он знает меня лучше всех, знает мой потенциал и всегда может надавить там, где это максимально необходимо. К тому же я восхищаюсь им как художником и поэтому всегда прислушиваюсь к его советам».
Афет не верит в существование непререкаемого авторитета в искусстве, хотя ей нравятся многие художники.
«Выбор такого авторитета чреват бессознательным копированием, а такой путь бесперспективен. Я думаю, что мы не должны нестись за миром в бесплодных попытках угнаться за краем новой волны, мы должны сами создавать свои собственные волны! И я уверена, что у нас получится, у нас уже получается!»
В погоне за впечатлениями
Воплощая в жизнь свою детскую мечту о путешествиях, Афет ездит по всему миру в поисках красоты, и делится советами с людьми, которых вдохновляет магия неизведанного.
«Я обожаю путешествовать. Новые места приносят новую энергию, позволяют глубже узнать самого себя, через призму новых впечатлений. Я ищу красоту везде и повсюду, и именно ее наблюдение и вдохновляет меня к созиданию».
Кажется, такая многофункциональность может быть только похвальна, но Афет признается, что осуждает себя за то, что ее привлекает многое.
«В нашей действительности необходимо сосредоточиться на чем-то одном, чтобы добиться в этом успеха. Я хочу написать книгу - цельную, завершенную, книгу, которую смогу полюбить сама и отдать миру. Мои предыдущие «детища» не готовы к подобному столкновению. А еще я хочу создать собственную линию одежды, вдохновленную национальными мотивами, открыть магазин натуральных косметических средств собственного производства. Хочу путешествовать по самым отдаленным местам планеты, пожить в индейских резервациях Северной Америки и еще много-много всего», – мечтает Афет, которая и не думает останавливаться!
Интервью: Нигяр Оруджева / Видео: Fuad Gold