При слове «меценат» в мыслях у любого азербайджанца появится образ щедрого и мудрого мужчины, который готов решать проблемы своего народа. Зачастую, кстати, не только своего. Не об этом речь. Наша героиня сломала все стереотипы вдребезги.
Итак, в известном дворянском роду Ашурбековых у Ходжи рождается дочь. Ее нарекут именем Набат.
Набат Ашурбекова вела совсем не женские дела: владела нефтяными промыслами, оплачивала лечение больных и сирот, пожертвовала большую сумму на строительство знаменитых Шолларских вод, да и в целом много строила и создавала. Именно ей принадлежала баня (что находится ныне на улице Топчибашева), которая раз в неделю распахивала свои двери для бедных, двери ее дома тоже были открыты каждую пятницу - любой мог прийти и поесть, а также поделиться с Набат ханум своими бедами и проблемами.
Но, несмотря на огромное количество дел, которые она вела самоотверженно и успешно, мы хотели бы остановиться на следующем. Набат ханум была женой богатого купца Гаджи Мусы Рзы Рзаева. Брак был счастливым: сын и две красавицы-дочери. Сына Гаджи Аббасгулу, который в связи с делами был в разъездах, один раз посадили за решетку и обвинили в убийстве! Он клялся и божился, что невиновен. Но власть не знает жалости, единственным подозреваемым является герой этой истории, и он вынужден переночевать в тюрьме. Неспокойная ночь, холод, и ему снится старец, который говорит: “Терпения, сынок. Ты не виновен, но об этом узнают лишь рано утром. За хорошую новость от меня вернись домой в Баку и построй мечеть там, где находится тюрба Абу Сеида Абдуллы”. Не писали бы мы об этой легенде, что ходит вокруг той самой мечети, не разрешись все именно по такому сценарию. Обвинения признали ложными, молодого человека благополучно отпустили домой, а вернувшись, он обо всем поведал матери.
Точной даты постройки святилища нет. Разные ученые называют разные цифры, что-то в промежутке между XIV и XV вв. Постройка разрушается, неоднократно реставрируется, последняя реставрация датируется 1905 годом.
Вернем на сцену нашу основную героиню. Набат ханум прожила 117 лет – с 1795 до 1912 года. 23 июля 1905 года начинается строительство мечети именно на этом месте. Для строительства был приглашен сам Зивер-бек Ахмедбеков, который учился в Санкт-Петербурге и стал в дальнейшем главным архитектором Баку. Набат ханум выделяет на его поездку деньги и отправляет его в страны Ближнего Востока, чтобы он смог изучить архитектуру мечети в мусульманской стране. Зивер-бек путешествует и готовит для Набат ханум проект. Собственно, именно этот проект - известная всем мечеть “Тезе Пир”.
Первый камень заложил великий Тагиев, он же заложил и последний. Одно время у Набат ханум появились материальные трудности для осуществления постройки. Всю прочую помощь она категорически отвергает, отвечая «стройте свою», продает свои драгоценности и достраивает мечеть.
К большому сожалению, она не смогла увидеть свое творение воочию, ведь строительство завершилось через два года после ее смерти.
«Тезе Пир» действительно является святым местом. Под своим куполом она спрячет в 1918 году мусульман во время армянских нападений, несмотря на то, что годом ранее мечеть перестала функционировать. Именно с этого места обращались к народу Тагиев, Нарзанов и другие. Мечеть не раз подвергалась советским репрессиям, даже использовалась как кинотеатр или амбар, но смогла вернуть свое величие. И именно в этой мечети проходили похороны наших сынов и дочерей, которые отдали жизни в событиях 20 января и в Ходжалы.
С 1943 года мечеть функционирует во всю мощь, несколько лет назад она была полностью отреставрирована, но и сейчас готова спрятать в своих стенах ущемленных и обиженных.
Набат ханум благодаря своей щедрости и смелости одна из первых поменяла мнение о восточной женщине, она не жалела ни денег, ни сил ради благого дела. Она и ее сын были захоронены рядом с мечетью.
Текст: Арзу Джаид